Отдел образования акимата города Костанай
Контактный телефон
54-30-07
Телефон доверия
39-08-50

obse

Представлена краткая информация об истории создания, структуре и государствах-участницах ОБСЕ.

ОБСЕ (англ. OSCE, Organization for Security and Co-operation in Europe, фр. Organisation pour la sécurité et la coopération en Europe) — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.

Прежнее название — «Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» (СБСЕ) (англ. Conference for Security and Cooperation in Europe - CSCE).

История ОБСЕ

«Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе» было созвано по инициативе СССР и социалистических государств Европы как постоянно действующий международный форум представителей 33 европейских государств, а также США и Канады для выработки мер уменьшения военного противостояния и укрепления безопасности в Европе.

Совещание проводилось в три этапа:

3 — 7 июля 1973 — Хельсинки — совещание министров иностранных дел,

18 сентября 1973 — 21 июля 1975 — Женева — внесение предложений, поправок и согласование текста Заключительного акта,

30 июля — 1 августа 1975 года в столице Финляндии Хельсинки главы 35 государств подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинкские соглашения).

Последующие встречи

Развитие достигнутых договорённостей закреплялось на встречах государств-участников:

1977—1978 — Белградская,

1980—1983 — Мадридская,

1984 — Стокгольмская,

1986 — Венская.

19-21 ноября 1990 — Парижское совещание глав государств и правительств государств-участников СБСЕ. Здесь была подписана Парижская хартия для новой Европы (провозгласившая окончание холодной войны), заключён Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ), принята совместная декларация 22 государств (членов НАТО и ОВД), создан ныне существующий трёхступенчатый механизм политических консультаций: встречи на высшем уровне, Совет министров иностранных дел (СМИД), Комитет старших должностных лиц.

10 сентября — 4 октября 1991 — Московское третье заключительное совещание Конференции по человеческому измерению СБСЕ (первое прошло в 1989 в Париже, второе — в 1990 в Копенгагене). Принят документ, в котором впервые указано, что вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, а обязательства в области человеческого измерения не относятся к числу исключительно внутренних дел государств-членов СБСЕ.

1992 — Хельсинкская встреча на высшем уровне. Принят документ «Вызов времени перемен», который положил начало превращению СБСЕ из форума преимущественно политического диалога между государствами-участниками в трансрегиональную организацию, ставящую целью поддержание военно-политической стабильности и развитие сотрудничества «от Ванкувера до Владивостока». СБСЕ получила широкие полномочия и возможности принимать меры практического характера для предотвращения и урегулирования локальных и региональных конфликтов.

1992 — Стокгольмская встреча Совета МИД. Учреждён пост Генерального секретаря СБСЕ.

1993 — Римская встреча Совета МИД. Принята Декларация по агрессивному национализму — источнику современных конфликтов. Создан Постоянный комитет СБСЕ — институт постоянных представителей государств-участников.

1994 — Будапештская встреча на высшем уровне. Принято решение о переименовании СБСЕ с 1 января 1995 в ОБСЕ — Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Принята политическая декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху», договорённость о начале разработки модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века, военно-политические договорённости («Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности», «Принципы, регулирующие нераспространение» и др.).

1995 — Будапештская встреча СМИД.

2-3 декабря 1996 — Лиссабонская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Приняты Декларация лиссабонского саммита и Декларация «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», в которой подчеркивается необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий. Принят документ об обновлении ДОВСЕ (Договора об обычных вооружённых силах в Европе). По инициативе России государства-участники приняли на себя обязательства проявлять сдержанность в отношении своих военных усилий, включая уровни вооружений и их развёртывания. Приняты документы «Концептуальная база контроля над вооружениями» и «Развитие повестки дня Форума по сотрудничеству в области безопасности», которые закрепили роль контроля над вооружениями в качестве важного инструмента обеспечения стабильности в Европе. В работе ОБСЕ всё заметнее проявляется акцент на конфликтах, существующих на пространстве бывших СССР и Югославии.

1997 — Копенгагенская встреча Совета министров иностранных дел ОБСЕ. Принято решение о начале работы над Хартией европейской безопасности.

1998 — Встреча СМИД ОБСЕ в Осло. Принята Декларация о роли ОБСЕ в создании новой системы европейской безопасности. В Декларацию вошли положения о полицейских операциях ОБСЕ. На встрече значительное внимание уделено проблемам Косово, конфликтным ситуациям в СНГ.

18-19 ноября 1999 — Стамбульская встреча глав государств и правительств государств-участников ОБСЕ. Российскую делегацию возглавил Борис Ельцин. Приняты Хартия европейской безопасности, соглашение об адаптации ДОВСЕ, итоговая Политическая декларация и модернизированный Венский документ по мерам доверия как основа для дальнейшей работы. Россия взяла на себя обязательства вывести войска из Грузии и Приднестровья.

2000 — встреча СМИД в Вене. Приняты Декларация «О роли ОБСЕ в Юго-Восточной Европе», решение об усилении деятельности ОБСЕ по борьбе с торговлей людьми, одобрен документ по ограничению незаконного оборота и распространения легкого и стрелкового оружия. Ввиду принципиальных расхождений министрам не удалось принять итоговый общеполитический документ встречи — министерскую декларацию.

2001 — встреча СМИД в Бухаресте. Приняты министерская декларация, план действий по борьбе с терроризмом, документ об укреплении роли ОБСЕ как форума для политического диалога, заявления по региональным проблемам (Грузия, Молдавия, Нагорный Карабах, Юго-Восточная Европа и Центральная Азия).

12 июня 2002 — Лиссабонская международная конференция. Принят заключительный документ «Предотвращение терроризма и борьба с ним» с оценкой роли международных и региональных организаций в противодействии терроризму.

2003 — встреча СМИД в Маастрихте (Нидерланды). Утверждены решения в области военно-политической безопасности (об уничтожении излишков обычных боеприпасов, об усилении контроля за распространением переносных зенитно-ракетных комплексов, Руководство по лучшей практике в области легкого и стрелкового оружия). Начиная с 2003, в связи с конфликтом между Россией и большинством стран-членов ОБСЕ политические декларации не принимались. В Маастрихте государственный секретарь США Колин Пауэлл заявил, что Россия должна выполнять Стамбульские соглашения 1999 (о выводе войск из Грузии и Приднестровья) и на это должно быть указано в декларации. Россия заблокировала документ.

15 января 2004 — заседание Постоянного совета ОБСЕ — Россия предложила изменить существующий взгляд на ОБСЕ как на «инструмент обслуживания интересов отдельных государств и группировок» и приложить усилия для осуществления главной цели ОБСЕ — создания неделимого общеевропейского пространства безопасности с едиными для всех принципами и правилами.

2004 — встреча СМИД в Софии совпала с «Оранжевой революцией» на Украине. Заключительный документ был заблокирован.

3 июля 2004 — в Москве было принято заявление стран СНГ, обвиняющее ОБСЕ в «практике двойных стандартов» и «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств». Россия призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам». Россия на три месяца блокировала принятие бюджета ОБСЕ на 2005 год, потребовав сократить свою долю в нём, и заявила о нежелании финансировать проекты, противоречащие российским интересам. В итоге доля РФ сохранилась на уровне 9 %.

2005 — заседание совета глав МИД в Любляне (Словения) завершилось без принятия итоговой декларации. Продолжается противостояние между Россией и остальными членами ОБСЕ, требующими от неё вывода войск из Приднестровья и осуждающими её за готовящийся законопроект о некоммерческих организациях, согласно которому будет ужесточён контроль за ними со стороны государства. Россия, со своей стороны, обрушилась с критикой на деятельность ОБСЕ в последние годы, особенно на деятельность наблюдателей ОБСЕ, обеспечивающих мониторинг выборов в СНГ. МИД России Сергей Лавров представил свой план — «Дорожную карту реформы ОБСЕ». Лавров обвинил наблюдателей ОБСЕ в отсутствии единого стандарта в оценке выборов. В последнее время наблюдатели от СНГ и от ОБСЕ дают прямо противоположные оценки выборов, на которых они присутствуют (президентские выборы на Украине, в Молдавии, Киргизии, Казахстане). «Дорожная карта реформы ОБСЕ» была принята. На заседании единым фронтом против России выступили страны ГУАМ — Грузия, Украина, Азербайджан и Молдова. Накануне форума ОБСЕ председательство в ГУАМ перешло к Молдавии, и именно она, более других заинтересованная в том, чтобы Россия выполнила «Стамбульские соглашения» (о выводе российских войск из Грузии и Приднестровья), выступила на заседании ОБСЕ от лица ГУАМ. МИД Украины Борис Тарасюк заявил, что страны ГУАМ и впредь будут действовать сообща.

5 декабря 2006 — на заседании СМИД ОБСЕ Сергей Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику.

26 октября 2007 — Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей работу Бюро по демократическим институтам и правам человека. 30 ноября на саммите глав МИД стран ОБСЕ резолюция была отвергнута.

16 ноября 2007 — Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на парламентские выборы в Россию.

7 февраля 2008 — Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ отказалось направлять своих наблюдателей на выборы президента России.

3 июля 2009 — парламентской ассамблеей ОБСЕ была принята резолюция «О воссоединении разделённой Европы: Поощрение прав человека и гражданских свобод в регионе ОБСЕ в XXI веке».

 

Структура ОБСЕ

Основными органами организации являются:

Саммит (Встреча на высшем уровне) — периодически проводимая встреча глав государств и правительств стран ОБСЕ.

Совет министров иностранных дел — ежегодная (кроме года встреч на высшем уровне) встреча министров иностранных дел государств-участниц ОБСЕ.

Постоянный совет под руководством председателя (англ. Chairman-in-Office, CiO), занимающего этот пост в течение года — Проводит на регулярной основе политические консультации и принимает решения (Еженедельно собирается в Вене).

В 2010 году председателем ОБСЕ является министр иностранных дел Республики Казахстан.

Форум по сотрудничеству в области безопасности — Регулярно обсуждает вопросы контроля над вооружениями и МДБ. (Еженедельно собирается в Вене)

Верховный комиссар по делам национальных меньшинств

Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ

Парламентская ассамблея ОБСЕ

Представитель по вопросам свободы СМИ — Наблюдает за развитием положения в области средств массовой информации в 56 государствах-участниках ОБСЕ.

 

Руководство ОБСЕ

Генеральный секретарь — Возглавляет Секретариат. Назначается Советом министров сроком на 3 года.

Председатель (англ. Chairman-in-Office, CiO) — Руководит текущей деятельностью ОБСЕ. Координирует работу учреждений/институтов ОБСЕ. Представляет организацию, наблюдает и содействует разрешению конфликтов и кризисных ситуаций.

Казахстан — из республик бывшего СССР первый занял пост Председателя ОБСЕ. За Казахстаном в 2011 году последует Литва, а в 2013 году — Украина.

Государства-участники ОБСЕ (Членство)


Участники ОБСЕ

Государство·· ··Дата вступления············ Государство····· Дата вступления

Австрия·············· 25 Июня 1973···· ·· · · · ·Македония········· 12 Октября 1995

Азербайджан30 · · Января 1992····· ·· · · · ··Мальта·············· 25 Июня 1973

Албания············· 19 Июня 1991···· ·· · · · ·Молдавия··········· 30 Января 1992

Андорра············ 25 Апреля 1996 ·············Монако··············· 25 Июня 1973

Армения············· 30 Января 1992 ············Нидерланды······ 25 Июня 1973

Белоруссия······· 30 Января 1992 ·· · · · · · ·Норвегия············ 25 Июня 1973

Бельгия·············· 25 Июня 1973···· ·· · · · ··Польша··············· 25 Июня 1973

Болгария··········· 25 Июня 1973···· ············Португалия········ 25 Июня 1973

Босния и Герцеговина 30 Апреля 1992·· · · ·Россия (СССР) · · 25 Июня 1973

Ватикан············· 25 Июня 1973···· ···········Румыния············ 25 Июня 1973

Великобритания25 Июня 1973·· ·· · · · · · · ·Сан-Марино······ 25 Июня 1973

Венгрия·············· 25 Июня 1973···· ·· · · · · Сербия·· · · · · · ·25 Июня 1973

Германия··········· 25 Июня 1973·· · · · · · · · Словакия·· · · · ·1 Января 1993

Греция·· · · · · · · ·25 Июня 1973·· · · · · · · Словения·· · · · · · ·24 Марта 1992

Грузия · · · · · · · ·24 Марта 1992·· · · · · · · США··················· 25 Июня 1973

Дания················· 25 Июня 1973·· · · · · · Таджикистан · · · 30 Января 1992

Ирландия·········· 25 Июня 1973·· · · · · · · Туркмения········· 30 Января 1992

Исландия··········· 25 Июня 1973·· · · · · · ··Турция·· · · · · · ·25 Июня 1973

Испания············· 25 Июня 1973·· · · · · · ·Узбекистан······· 30 Января 1992

Италия·· · · · · · · ·25 Июня 1973·· · · · · ·Украина············· 30 Января 1992

Казахстан········· 30 Января 1992·· · · · ··Финляндия········ 25 Июня 1973

Канада··············· 25 Июня 1973·· · · · ·· Франция············ 25 Июня 1973

Кипр··················· 25 Июня 1973·· · · · Хорватия··········· 24 Марта 1992

Киргизия············ 30 Января 1992·· · · ·Черногория······· 22 Июня 2006

Латвия·· · · · · · 10 Сентября 1991·· · · ·Чехия·· ·············1 Января 1993

Литва···············10 Сентября 1991········Швейцария······· 25 Июня 1973

Лихтенштейн · · ·25 Июня 1973·· · · · · · Швеция·· · · · · ··25 Июня 1973

Люксембург······ 25 Июня 1973·· · · · · ··Эстония·· · · · · ··10 Сентября 1991

Языки ОБСЕ

Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются:

Английский

Немецкий

Испанский

Французский

Итальянский

Русский

Сводный Бюджет ОБСЕ

Сводный бюджет ОБСЕ состоит из двух частей: бюджет Секретариата и институтов, и бюджет полевых операций. Сводный бюджет ОБСЕ в 2008 году составил 164 168 200 евро. При этом, бюджет Секретариата и институтов был равен 55 692 200 евро и, соответственно, бюджет полевых операций составил 108 476 000 евро. Сводный бюджет 2009 года был принят на уровне 158 676 700 евро. Из них, бюджет Секретариата и институтов - 56 652 900 евро и бюджет полевых операций - 102 023 800 евро. Сводный бюджет 2010 года был утвержден в размере 152 109 800 евро. Бюджет Секретариата и институтов - 52 736 000 евро и бюджет полевых операций - 99 373 800 евро.

Официальные документы

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, 1975 год

Парижская хартия для новой Европы, 1990 год

Договор об обычных вооружённых силах в Европе, 1990 год

Декларация по агрессивному национализму, 1993 год

Хартия европейской безопасности, 1999 год

Основные цели и задачи ОБСЕ

Организация нацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов.

Основные средства обеспечения безопасности и решения основных задач организации:

«Первая корзина», или политико-военное измерение:

контроль над распространением вооружений;

дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

меры по построению доверительных отношений и безопасности;

«Вторая корзина», или экономическое и экологическое измерение:

экономическая и экологическая безопасность.

«Третья корзина», или человеческое измерение:

защита прав человека;

развитие демократических институтов;

мониторинг выборов;

Все государства-участники ОБСЕ обладают равным статусом. Решения принимаются на основе консенсуса. Решения не носят юридически обязательного характера, но имеют большое политическое значение.

Штат организации — около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.