В эпоху больших перемен в области образования, когда обновляется все: от содержания образования и учебников, до технического и цифрового оборудования школ, назрели перемены и в сфере государственной аттестации школ.  Бывший когда-то стимулом к улучшению работы школ этот громоздкий механизм на данный момент перестал соответствовать требованиям времени и вызывает больше вопросов, чем может дать ответов.

Что позволяет сейчас говорить  о том, что аттестация требует коренного пересмотра? Прежде всего, это тот несомненный факт, что в наше   время цифровых технологий вся деятельность школ прозрачна и может просматриваться по мере необходимости органами контроля через цифровые базы данных, единую систему электронного журнала «Күнделік», сайты организаций образования. Таким образом можно проверить состав и  изменение контингента учащихся и учителей, календарно-тематическое планирование, и успеваемость, и качество обученности, и еще большое множество вопросов. Так зачем нужен двойной контроль? К чему он приводит?

Происходит отвлечение учителей и школьников от учебного процесса, нарушается распорядок работы школ. Серьезному стрессу подвергаются ученики 4, 9, 11-х классов, от результатов написания контрольных срезов которых во многом зависит успешность аттестации. На уроках увеличивается время на подготовку к тестам, что приводит к перекосам в образовательном процессе. А ведь учащимся 9 и 11 классов еще предстоит пройти через процедуру итоговой аттестации, что приводит даже не к двойной, а к тройной нагрузке.

К тому же, на проверки во время госаттестаций всегда привлекались лучшие учителя регионов, которые вынужденно выпадали из учебного процесса, а их уроки проводились другими учителями, что требовало для государства немалых дополнительных материальных ресурсов. Аттестация организаций образования всегда вызывала напряжение и стресс в проверяемых школах, коллективы часто работали на пределе своих сил. Эмоциональное выгорание учителей после аттестации – нередкое явление.  

Несколько лет назад еще стоял довольно остро вопрос обратной связи с родителями. Но теперь каждый родитель в любой момент может узнать через электронный журнал не только оценки и домашнее задание своего ребенка, но и задать вопрос учителю или администрации школы. Сейчас, как никогда, деятельность организаций образования стремится к открытости. И в период перехода системы образования на критериальное оценивание можно и нужно разрабатывать систему критериев, по которым школы будут способны оценивать себя сами.

Несомненно, вопрос проведения государственной аттестации – это вопрос государственного уровня. Как поясняет главный эксперт управления контроля в сфере образования МОН Алла Шаканова, государственная аттестация школ, которая проводится с 1999 года с периодичностью раз в пять лет, на данный момент неэффективна. Даже при выявлении недостатков, организации остаются безнаказанными, а зачастую,  и не имеют возможности самостоятельно исправить недочеты, особенно, если дело касается капитального ремонта или улучшения материально-технической базы.

Оценивая международный опыт наиболее эффективных систем образования различных государств, можно отметить, что страны, где школы работают на самом контроле, достигают больших успехов в сфере образования. настало время заменить государственную аттестацию школ на самооценивание по ряду разработанных критериев, которые будут соответствовать новому времени. И эта новая модель аттестации станет более эффективной, надежной и , главное, сможет дать учителям нашей страны возможность учить и воспитывать школьников, а не готовиться к бесконечным проверкам.

Отдел образования акимата города Костаная.